Preview

Эндодонтия Today

Расширенный поиск

Влияние стоматологической тревожности детей на врачей стоматологов

https://doi.org/10.36377/ET-0029

Аннотация

АКТУАЛЬНОСТЬ. По статистике медицинские работники и, в частности, врачи-стоматологи ежедневно подвергаются воздействию стрессогенных факторов на рабочем месте. В силу специфики своей повседневной деятельности детские врачи-стоматологи испытывают большую эмоциональную нагрузку, особенно при лечении детей неадаптированных к стоматологическому приему, которая приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания у специалистов. ЦЕЛЬ. Определение влияния стоматологической тревожности детей на эмоциональную устойчивость во время приема и психоэмоциональный статус после приема врачей стоматологов с синдромом эмоционального выгорания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследовании приняли участие 76 детских врачей стоматологов и 68 пациентов в возрасте 6–7 лет. С помощью опросника выгорания Маслач и Визуальной Аналоговой Шкалы оценивалось психоэмоциональное состояние врачей-стоматологов. Поведение детей на стоматологическом приеме регистрировалось по оценочной шкале поведенческого профиля Меламеда.
РЕЗУЛЬТАТЫ. По результатам опросника Маслач синдром эмоционального выгорания разной степени тяжести был выявлен у всех специалистов. Ухудшение психоэмоционального состояния после приема пациента неадаптированного к стоматологическому приему наблюдалось у 16%.
ВЫВОДЫ. Исследование показывает, что для профилактики синдрома эмоционального выгорания у детских врачей-стоматологов необходимо снижать профессиональный стресс посредством проведения методик адаптации детей к лечению, коррекции поведения пациентов и снижении стоматологической тревожности.

Об авторах

В. А. Катюхина
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Катюхина Валерия Андреевна – ассистент кафедры терапевтической стоматологии Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



И. А. Никольская
ФГФОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
Россия

Никольская Ирина Андреевна – к.м.н., профессор кафедры терапевтической стоматологии Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



И. Ю. Гилева
ФГФОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
Россия

Гилева Иулиания Юрьевна – лаборант Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



Л. А. Соколова
ФГФОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
Россия

Соколова Людмила Александровна – лаборант Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



А. С. Ларина
ФГФОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
Россия

Ларина Алиса Сергеевна – лаборант Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



Д. Ф. Галиуллина
ФГФОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
Россия

Галиуллина Дина Фаритовна – лаборант Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



С. Ж. Жусупбеков
ФГФОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова»
Россия

Жусупбеков Сапармурат Женибекович – лаборант Института стоматологии

117513, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1



Список литературы

1. Crego A., Carrillo-Diaz M., Armfield J.M., Romero M. Dental fear and expected effectiveness of destructive coping as predictors of children’s uncooperative intentions in dental settings. Int J Paediatr Dent. 2015;25(3):191–198. https://doi.org/10.1111/ipd.12126

2. Custódio N.B., Costa F.D.S., Cademartori M.G., da Costa V.P.P., Goettems M.L. Effectiveness of virtual reality glasses as a distraction for children during dental care. Pediatr Dent. 2020;42(2):93–102.

3. Dixit U.B., Moorthy L. The use of interactive distraction technique to manage gagging during impression taking in children: A single-blind, randomized controlled trial. Eur Arch Paediatr Dent. 2021;22(2):219–225. https://doi.org/10.1007/s40368-020-00582-2

4. Lima D.S.M., Barreto K.A., Rank R.C.I.C., Vilela J.E.R., Corrêa M.S.N.P., Colares V. Does previous dental care experience make the child less anxious? An evaluation of anxiety and fear of pain. Eur Arch Paediatr Dent. 2021;22(2):139–143. https://doi.org/10.1007/s40368-020-00527-9

5. Al-Khotani A., Bello L.A., Christidis N. Effects of audiovisual distraction on children’s behaviour during dental treatment: a randomized controlled clinical trial. Acta Odontol Scand. 2016;74(6):494–501. https://doi.org/10.1080/00016357.2016.1206211

6. Cademartori M.G., Martins P., Romano A.R., Goettems M.L. Behavioral changes during dental appointments in children having tooth extractions. J Indian Soc Pedod Prev Dent. 2017;35(3):223–228. https://doi.org/10.4103/JISPPD.JISPPD_195_16

7. Howenstein J., Kumar A., Casamassimo P.S., McTigueD., Coury D., Yin H. Correlating parenting styles with child behavior and caries. Pediatr Dent. 2015;37(1):59–64.

8. Arslan I., Aydinoglu S., Karan N.B. Can lavender oil inhalation help to overcome dental anxiety and pain in children? A randomized clinical trial. Eur J Pediatr. 2020;179(6):985–992. https://doi.org/10.1007/s00431-020-03595-7

9. El-Housseiny A.A., Farsi N.M., Alamoudi N.M., Bagher S.M., El Derwi D. Assessment for the children’s fear survey schedule-dental subscale. J Clin Pediatr Dent. 2014;39(1):40–46. https://doi.org/10.17796/jcpd.39.1.ml4h38626g66p750

10. Jamali Z., Najafpour E., Ebrahim Adhami Z., Sighari Deljavan A., Aminabadi N.A., Shirazi S. Does the length of dental procedure influence children’s behavior during and after treatment? A systematic review and critical appraisal. J Dent Res Dent Clin Dent Prospects. 2018;12(1):68–76. https://doi.org/10.15171/joddd.2018.011

11. Hopcraft M.S., McGrath R., Stormon N., Parker G. Mental health, psychological distress and burnout in Australian dental practitioners. Aust Dent J. 2023;68(3):160–170. https://doi.org/10.1111/adj.12961

12. Степанова Т.С., Сухова В.А., Сапегина Е.В. Синдром эмоционального выгорания у врачей-стоматологов детских. Смоленский медицинский альманах. 2020;(3):170–173.

13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер; 2014. 384 с.

14. Knutt A., Boyd L.D., Adams J.L., Vineyard J. Compassion satisfaction, compassion fatigue, and burnout among dental hygienists in the United States. J Dent Hyg. 2022;96(1):34–42.

15. Haslam S.K., Wade A., Macdonald L.K., Johnson J., Rock L.D. Burnout syndrome in Nova Scotia dental hygienists during the COVID-19 pandemic: Maslach Burnout Inventory. Can J Dent Hyg. 2022;56(2):63–71.

16. Vered Y., Zaken Y., Ovadia-Gonen H., Mann J., Zini A. Professional burnout: Its relevance and implications for the general dental community. Quintessence Int. 2014;45(1):87–90. https://doi.org/10.3290/j.qi.a30763

17. Singh P., Aulak D.S., Mangat S.S., Aulak M.S. Systematic review: Factors contributing to burnout in dentistry. Occup Med. 2016;66(1):27–31. https://doi.org/10.1093/occmed/kqv119

18. Shetty R.M., Khandelwal M., Rath S. RMS Pictorial Scale (RMS-PS): An innovative scale for the assessment of child’s dental anxiety. J Indian Soc Pedod Prev Dent. 2015;33(1):48–52. https://doi.org/10.4103/0970-4388.149006

19. Shindova M.P., Belcheva A.B. Behaviour evaluation scales for pediatric dental patients – review and clinical experience. Folia Med. 2014;56(4):264–270. https://doi.org/10.1515/folmed-2015-0006

20. Narayan V.K., Samuel S.R. Appropriateness of various behavior rating scales used in pediatric dentistry: A review. J Global Oral Health. 2019;2(2):112–117. https://doi.org/10.25259/JGOH_64_2019


Рецензия

Для цитирования:


Катюхина В.А., Никольская И.А., Гилева И.Ю., Соколова Л.А., Ларина А.С., Галиуллина Д.Ф., Жусупбеков С.Ж. Влияние стоматологической тревожности детей на врачей стоматологов. Эндодонтия Today. 2024;22(3):266-270. https://doi.org/10.36377/ET-0029

For citation:


Katyukhina V.A., Nikolskaya I.A., Gileva I.Yu., Sokolov L.A., Larina A.S., Galiullina D.F., Zhusupbekov S.Zh. The impact of children’s dental anxiety on dentists. Endodontics Today. 2024;22(3):266-270. (In Russ.) https://doi.org/10.36377/ET-0029



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-2981 (Print)
ISSN 1726-7242 (Online)