Preview

Эндодонтия Today

Расширенный поиск

Выбор метода коррекции тревожности у детей в возрасте 4–12 лет перед стоматологическим лечением

https://doi.org/10.36377/ET-0089

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Большинство детей испытывают тревогу и страх уже при одной мысли о посещении стоматолога. Они избегают контакта с врачом, отказываются от проведения стоматологических манипуляций, бурно выражают свои эмоции либо, напротив, замыкаются в себе. Кроме того, в состоянии тревоги изменяется работа многих систем органов, а учащение сердечного ритма является наиболее частым показателем данных изменений. В результате такие пациенты отказываются от визитов к стоматологу, что приводит к ухудшению состояния полости рта. Одной из альтернатив является проведение стоматологических процедур у неадаптированных пациентов под анестезией или седацией. Однако на сегодняшний день отсутствует единый проверенный алгоритм диагностики уровня тревожности у детей и методов ее коррекции для обеспечения безопасного и эффективного лечения.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Клиническое и функциональное обоснование выбора метода коррекции тревожности у детей в возрасте 4–12 лет при амбулаторном стоматологическом приеме.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В период с 2019 по 2024 г. было проведено исследование с участием 986 детей в возрасте от 4 до 12 лет. До начала обследования осуществлялся сбор общего соматического и психологического анамнеза. Уровень тревожности у детей 4–6 лет определяли с помощью теста детской тревожности Р. Теммля, М. Дорки и В. Амена, а у детей 7–12 лет – с использованием шкалы явной тревожности (CMAS) в адаптации А.М. Прихожан. Гемодинамические параметры (ЧСС и SpO₂) измеряли детским пульсоксиметром Choice MMed 300C5. Всем пациентам проводился стоматологический осмотр полости рта с определением степени активности кариеса по методике Т.Ф. Виноградовой. На основании полученных данных принималось решение о дальнейшем ведении пациента: проведение лечения при поддержке анестезиолога либо использование арт-терапии в качестве метода психоэмоциональной коррекции.
РЕЗУЛЬТАТЫ. По данным психологического тестирования пациенты были распределены на три группы: с низким уровнем тревожности (19,2%), со средним уровнем (52,4%) и с высоким уровнем тревожности (28,4%). У большинства детей с низким уровнем тревожности частота сердечных сокращений находилась в пределах возрастной нормы (86,9%). В этой группе также зафиксирован наибольший процент пациентов с компенсированной активностью кариеса (51,9%). У детей с высоким уровнем тревожности отмечались умеренная и выраженная тахикардия (38,8% и 61,2% соответственно), а также декомпенсированная степень активности кариеса у 62,2% обследованных. Пациенты с низким уровнем тревожности реже нуждались в психологической коррекции по сравнению с детьми со средним и высоким уровнями тревожности. На основании результатов исследования была разработана компьютерная программа «Определение метода коррекции тревожности у детей перед стоматологическим лечением», позволяющая врачам выбирать тактику ведения пациентов перед проведением стоматологических манипуляций.
ВЫВОДЫ. Таким образом, для повышения качества и безопасности стоматологической помощи детям на основе комплексного психологического и функционального обследования разработана цифровая программа «Определение метода коррекции тревожности у детей перед стоматологическим лечением».

Об авторах

И. А. Никольская
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Никольская Ирина Андреевна – к.м.н., профессор кафедры терапевтической стоматологии Института стоматологии 

117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



Е. Н. Анисимова
Российский биотехнологический университет
Россия

Анисимова Евгения Николаевна – к.м.н., доцент, профессор кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии 

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



И. С. Копецкий
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Копецкий Игорь Сергеевич – д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии Института стоматологии 

117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



Н. Ю. Анисимова
Российский биотехнологический университет
Россия

Анисимова Наталья Юрьевна – к.м.н., доцент, доцент кафедры стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, бывший президент Международной федерации стоматологических анестезиологов (IFDAS) 

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



П. А. Воронин
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Воронин Павел Анатольевич– к.м.н., доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии института материнства и детства 

117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



В. А. Катюхина
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Катюхина Валерия Андреевна – ассистент кафедры терапевтической стоматологии Института стоматологии 

117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



Список литературы

1. Baier K., Milgrom P., Russell S., Mancl L., Yoshida T. Children’s fear and behavior in private pediatric dentistry practices. Pediatr Dent. 2004;26(4):316–321.

2. Alsadat F.A., El-Housseiny A.A., Alamoudi N.M., Elderwi D.A., Ainosa A.M., Dardeer F.M. Dental fear in primary school children and its relation to dental caries. Niger J Clin Pract. 2018;21(11):1454–1460. https://doi.org/10.4103/njcp.njcp_160_18

3. Zhu M., Yu H., Xie B., Li H., He Q., Li H. Et al. Experiential learning for children’s dental anxiety: a cluster randomized trial. BMC Oral Health. 2020;20(1):216. https://doi.org/10.1186/s12903-020-01204-5

4. Yon M.J.Y., Chen K.J., Gao S.S., Duangthip D., Lo E.C.M., Chu C.H. Dental fear and anxiety of kindergarten children in Hong Kong: A cross-sectional study. Int J Environ Res Public Health. 2020;17(8):2827. https://doi.org/10.3390/ijerph17082827

5. Armfield J.M., Heaton L.J. Management of fear and anxiety in the dental clinic: a review. Aust Dent J. 2013;58(4):390–407. https://doi.org/10.1111/adj.12118

6. Бобров А.Е., Усатенко Е.В. Концепция тревожных расстройств: основные тенденции развития. Социальная и клиническая психиатрия. 2021;31(4):62–70.

7. Andrews G., Hobbs M.J., Borkovec T.D., Beesdo K., Craske M.G., Heimberg R.G. et al. Generalized worry disorder: a review of DSM-IV generalized anxiety disorder and options for DSM-V. Depress Anxiety. 2010;27(2):134–147. https://doi.org/10.1002/da.20658

8. Farhat-McHayleh N., Harfouche A., Souaid P. Techniques for managing behaviour in pediatric dentistry: comparative study of live modelling and tell-show-do based on children’s heart rates during treatment. J Can Dent Assoc. 2009;75(4):283.

9. Shindova M.P., Belcheva-Krivorova A., Taralov Z. Pulse oximetry in paediatric dentistry. Folia Med. 2022;64(2):202–206. https://doi.org/10.3897/folmed.64.e69136

10. Alghareeb Z., Alhaji K., Alhaddad B., Gaffar B. Assessment of dental anxiety and hemodynamic changes during different dental procedures: A report from Eastern Saudi Arabia. Eur J Dent. 2022;16(4):833–840. https://doi.org/10.1055/s-0041-1740222

11. Никольская И.А., Катюхина В.А., Погабало. И.В., Патракова Н.Н., Оглоблин А.А., Кулиев Р.М. Основы формирования и коррекции стоматологической тревожности. Эндодонтия Today. 2023;21(4):276–280. https://doi.org/10.36377/1683-2981-2023-21-4-276-280

12. Анисимова Е.Н., Катюхина В.А., Никольская И.А., Анисимова Н.Ю., Ходненко О.В. Определение способа коррекции тревожности у детей перед стоматологическим лечением. Патент Российской Федерации № 2024683372. Опубл. 14.10.2024.


Рецензия

Для цитирования:


Никольская И.А., Анисимова Е.Н., Копецкий И.С., Анисимова Н.Ю., Воронин П.А., Катюхина В.А. Выбор метода коррекции тревожности у детей в возрасте 4–12 лет перед стоматологическим лечением. Эндодонтия Today. 2025;23(2):312-317. https://doi.org/10.36377/ET-0089

For citation:


Nikolskaya I.A., Anisimova E.N., Kopetskiy I.S., Anisimova N.Yu., Voronin P.A., Katyukhina V.A. Choosing a method for correcting anxiety in children aged 4–12 years before dental treatment. Endodontics Today. 2025;23(2):312-317. https://doi.org/10.36377/ET-0089



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-2981 (Print)
ISSN 1726-7242 (Online)