Симуляционные технологии в стоматологическом образовании: достижения, ограничения и перспективы
https://doi.org/10.36377/ET-0145
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. Современное стоматологическое образование сталкивается с необходимостью трансформации в условиях дефицита клинических баз, этических ограничений и растущих требований к качеству подготовки выпускников. Симуляционные технологии рассматриваются как ключевой инструмент для решения этих задач.
ЦЕЛЬ. Целью данного исследования (по PICO) было ответить на следующий вопрос: «Можно ли рассматривать симуляционное обучение как альтернативу традиционной практической подготовке студентов-стоматологов?».
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведен систематический обзор в соответствии с принципами PRISMA 2020. Поиск публикаций за 2015-2025 гг. осуществлен в 8 электронных базах (PubMed, Cochrane, Ebsco, Embase, Web of Science, ScienceDirect, SciELO и eLibrary). После исключения дубликатов и применения критериев выбора в обзор вошли 25 релевантных публикаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Симуляционные технологии демонстрируют значительный потенциал в улучшении мануальных навыков. Ключевыми преимуществами являются бесконечная повторяемость процедур, мгновенная обратная связь и объективная оценка. Однако выявлены серьезные ограничения: нереалистичная тактильная обратная связь, функциональная узость (64% решений сфокусированы только на препарировании), высокая стоимость оборудования ($100,000+), сопротивление преподавателей и методологическая неоднородность исследований. Важным риском является формирование «гиперуверенности» у студентов и дефицит клинического мышления из-за отсутствия в симуляциях человеческого фактора.
ВЫВОДЫ. Несмотря на впечатляющие результаты в стандартизированных процедурах, симуляционные технологии не могут полностью заменить традиционное обучение. Их успешная интеграция требует преодоления экономических, методологических и педагогических барьеров. Будущее видится в создании гибридных образовательных экосистем, где технологическая точность дополняется развитием эмпатии и клинического мышления, а открытые стандарты и международное сотрудничество помогают преодолеть барьеры.
Ключевые слова
Об авторах
Д. А. МоисеевРоссия
Моисеев Денис Александрович – к.м.н., заведующий лабораторией симуляционных технологий в стоматологии, доцент кафедры терапевтической стоматологии Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
С. А. Трегубов
Россия
Трегубов Сергей Андреевич – техник лаборатории симуляционных технологий в стоматологии Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
А. К. Шатайло
Россия
Шатайло Анастасия Константиновна – студент Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Ф. В. Гедик
Россия
Гедик Фатма Ведатовна – студент Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
В. Д. Стасевич
Россия
Стасевич Владислав Дмитриевич – студент Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
В. М. Шевелева
Россия
Шевелева Виктория Михайловна – студент Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
А. И. Марушков
Россия
Марушков Александр Иванович – студент Института стоматологии
117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1
Конфликт интересов:
Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Slaidina A., Ozolins K., Berzina S., Abeltins A. Patient-specific virtual simulation in the clinical training for prosthetic dentistry. Eur J Dent Educ. 2025;29(3):561–569. https://doi.org/10.1111/eje.12949
2. Howlader D., Daga D., Mehrotra D. The scope of computerized simulation in competency-based maxillofacial training: a systematic review. Int J Oral Maxillofac Surg. 2022;51(8):1101–1110. https://doi.org/10.1016/j.ijom.2021.10.002
3. Раимжонов Р.Р., Жураева Н.И. Роль симуляционного обучения в повышении качества подготовки стоматологических кадров на уровне высшего образования. Молодой ученый. 2020;(50):506–509. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/340/76545 (дата обращения: 21.09.2025).
4. Mamcarz I., Sarna-Boś K., Chałas R., Sobieszczański J., Świątkowski W., Martins L.A.C., Torres K. Exploring academic teachers perspectives regarding the impact of using medical simulation in dentistry pre- and post-COVID-19 pandemic: a qualitative study. BMC Med Educ. 2023;23(1):633. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04586-6
5. de Pedro M., Adanero-Velasco A., Vizoso-Noval B., Muñoz-Corcuera M., Gutiérrez-Cárdenas L. Adaptation of clinical subjects in Dentistry to virtual environments during the COVID-19 pandemic in a Spanish University: A case study. Eur J Dent Educ. 2022;26(4):676–685. https://doi.org/10.1111/eje.12746
6. Algarni Y.A., Saini R.S., Vaddamanu S.K., Quadri S.A., Gurumurthy V., Vyas R. et al. The impact of virtual reality simulation on dental education: A systematic review of learning outcomes and student engagement. J Dent Educ. 2024;88(11):1549–1562. https://doi.org/10.1002/jdd.13619
7. Koolivand H., Shooreshi M.M., Safari-Faramani R., Borji M., Mansoory M.S., Moradpoor H. et al. Comparison of the effectiveness of virtual reality-based education and conventional teaching methods in dental education: a systematic review. BMC Med Educ. 2024;24(1):8. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04954-2
8. Cook D.A., Hatala R. Validation of educational assessments: a primer for simulation and beyond. Adv Simul. 2016;1(1):31. https://doi.org/10.1186/s41077-016-0033-y
9. Li Y., Ye H., Ye F., Liu Y., Lv L., Zhang P. et al. The current situation and future prospects of simulators in dental education. J Med Internet Res. 2021;23(4):e23635. https://doi.org/10.2196/23635
10. Dündar B., Gönüldaş F., Akat B., Orhan K. The effect of virtual reality simulators on tooth preparation skills of dental students. BMC Oral Health. 2025;25(1):422. https://doi.org/10.1186/s12903-025-05812-x
11. Chu F., Zheng J., Wang Q., Lu X., Chen Y., Zhong Y. et al. Mirror training device improves dental students’ performance on virtual simulation dental training system. BMC Med Educ. 2023;23(1):315. https://doi.org/10.1186/s12909-023-04300-6
12. Leung A.L., Yeung C., Chu S., Wong A.W., Yu O.Y., Chu C.H. Use of computer simulation in dental training with special reference to simodont. Dent J. 2021;9(11):125. https://doi.org/10.3390/dj9110125
13. Zafar S., Lai Y., Sexton C., Siddiqi A. Virtual reality as a novel educational tool in pre-clinical paediatric dentistry training: Students’ perceptions. Int J Paediatr Dent. 2020;30(6):791–797. https://doi.org/10.1111/ipd.12648
14. Bandiaky O.N., Lopez S., Hamon L., Clouet R., Soueidan A., Le Guehennec L. Impact of haptic simulators in preclinical dental education: A systematic review. J Dent Educ. 2024;88(3):366–379. https://doi.org/10.1002/jdd.13426
15. Patel EA, Aydin A, Cearns M, Dasgupta P, Ahmed K. A systematic review of simulation-based training in neurosurgery, Part 2: Spinal and pediatric surgery, neurointerventional radiology, and nontechnical skills. World Neurosurg. 2020;133:e874–e892. https://doi.org/10.1016/j.wneu.2019.08.263
16. Al-Saud L.M. The utility of haptic simulation in early restorative dental training: A scoping review. J Dent Educ. 2021;85(5):704–721. https://doi.org/10.1002/jdd.12518
17. Bakr M.M., Massey W.L., Alexander H. Can virtual simulators replace traditional preclinical teaching methods: A students’ perspective? Int J Dent Oral Health. 2015;2(1):1–6. https://doi.org/10.16966/2378-7090.149
18. Daud A., Matoug-Elwerfelli M., Khalid A., Ali K. The impact of virtual reality haptic simulators in pre-clinical restorative dentistry: a qualitative enquiry into dental students’ perceptions. BMC Oral Health. 2024;24(1):988. https://doi.org/10.1186/s12903-024-04704-w
19. Kishimoto N., Sanuki T., Liu Y., Tran S.D., Seo K. Simulation training for medical emergencies of dental patients: A review of the dental literature. Jpn Dent Sci Rev. 2023;59:104–113. https://doi.org/10.1016/j.jdsr.2023.02.004
20. Zafar S., Siddiqi A., Yasir M., Zachar J.J. Pedagogical development in local anaesthetic training in paediatric dentistry using virtual reality simulator. Eur Arch Paediatr Dent. 2021;22(4):667–674. https://doi.org/10.1007/s40368-021-00604-7
21. Patil S., Bhandi S., Awan K.H., Licari F.W., Di Blasio M., Ronsivalle V. et al. Effectiveness of haptic feedback devices in preclinical training of dental students – a systematic review. BMC Oral Health. 2023;23(1):739. https://doi.org/10.1186/s12903-023-03410-3
22. Baechle M.A., Gottlieb R., Carrico C.K., Brody E.R. Practice makes perfect? Association between students’ performance measures in an advanced dental simulation course. J Dent Educ. 2022;86(11):1535–1544. https://doi.org/10.1002/jdd.13017
23. Hamama H., Harrison K.Y., Murbay S. Benefits of using virtual reality in cariology teaching. BMC Med Educ. 2024;24(1):1051. https://doi.org/10.1186/s12909-024-05980-4
24. Philip N., Ali K., Duggal M., Daas H., Nazzal H. Effectiveness and student perceptions of haptic virtual reality simulation training as an instructional tool in pre-clinical paediatric dentistry: A pilot pedagogical study. Int J Environ Res Public Health. 2023;20(5):4226. https://doi.org/10.3390/ijerph20054226
Рецензия
Для цитирования:
Моисеев Д.А., Трегубов С.А., Шатайло А.К., Гедик Ф.В., Стасевич В.Д., Шевелева В.М., Марушков А.И. Симуляционные технологии в стоматологическом образовании: достижения, ограничения и перспективы. Эндодонтия Today. https://doi.org/10.36377/ET-0145
For citation:
Moiseev D.A., Tregubov S.A., Shataylo A.K., Gedik F.V., Stasevich V.D., Sheveleva V.M., Marushkov A.I. Simulation technologies in dental education: achievements, limitations and prospects. Endodontics Today. https://doi.org/10.36377/ET-0145

























