Оценка использования фотографий и видео для повышения уровня сотрудничества детей при стоматологическом лечении
https://doi.org/10.36377/ET-0134
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ. В стоматологической практике широко применяются различные методы управления поведением детей, направленные на улучшение их сотрудничества с детским стоматологом. Однако добиться оптимального уровня сотрудничества удается не у всех пациентов детского возраста.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Оценить поведение тревожных детей до и после стоматологического лечения при их первом визите в клинику с использованием фотоматериалов и видеозаписей, демонстрирующих кооперативное поведение детей, ранее проходивших лечение.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В исследование были включены 50 детей в возрасте от 3 до 13 лет. Целью было определить изменения в поведении детей при первом посещении стоматолога после просмотра фотографий и видеороликов кооперативных пациентов на устройствах Android или iPad. Для оценки уровня стоматологической тревожности использовалась числовая вербальная рейтинговая шкала до и после лечения; полученные средние значения были сопоставлены.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В исследовании приняли участие 50 детей (24 мальчика и 26 девочек) со средним возрастом 6,56 ± 2,95 года. Обнаружена выраженная положительная корреляция (p < 0,0001) у детей с первоначально негативным поведением после демонстрации фото- и видеоматериалов кооперативных пациентов. Средний показатель тревожности по числовой вербальной шкале до просмотра составлял 6,34 ± 3,17, а после просмотра – 3,68 ± 2,14; различия были статистически значимыми (p = 0,0001). Таким образом, наблюдалось достоверное снижение уровня страха и тревожности (p = 0,0001).
ВЫВОДЫ. Использование фотографий и видеоматериалов с изображением кооперативных детей способствует повышению уровня сотрудничества маленьких пациентов. Этот метод также помогает завоевать доверие ребенка, улучшает его восприятие и когнитивное понимание происходящего, снижая тревожность.
Об авторах
Т. О. ХусейнИрак
Твана Осман Хусейн – к.м.н. (детская стоматология), частная практика, стоматологический центр B&R Dental Center
Сулеймания, Ирак
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Б. А. Мисгар
Объединенные Арабские Эмираты
Бурхан Алтаф Мисгар – магистр по детской и профилактической стоматологии, врач-стоматолог
Шарджа, Объединенные Арабские Эмираты
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Х. Р. Махди
Ирак
Худа Раад Махди – к.м.н. (детская стоматология)
Курдский регион, Ирак
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Х. С. Джаф
Ирак
Халгурд Салих Джаф – магистр в области общественного здравоохранения (стоматология), больница Хива по лечению рака и гематологических заболеваний, Управление здравоохранения Сулеймании, Министерство здравоохранения
Сулеймания, Ирак
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
В. Гойял
Индия
Вариндер Гойял – профессор, заведующий кафедрой детской стоматологии
Патиала – Чандигарх Роуд, Сунам, Пенджаб, Индия
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
С. Нуввула
Индия
Сивакумар Нуввула – магистр стоматологии, профессор и заведующий кафедрой детской и профилактической стоматологии
Неллор-524003, Андхра-Прадеш, Индия
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
С. С. Гуль
Ирак
Сархан Сарват Гуль – к.м.н. (пародонтология), кафедра медицинских лабораторий; кафедра пародонтологии
Сулеймания, Ирак
Конфликт интересов:
Автор сообщает об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Klingberg G., Broberg A.G. Dental fear/anxiety and dental behaviour management problems in children and adolescents: a review of prevalence and concomitant psychological factors. Int J Paediatr Dent. 2007;17(6):391–406. https://doi.org/10.1111/j.1365-263X.2007.00872.x
2. Ollé L.A., Araujo C., Casagrande L., Bento L.W., Santos B.Z., Dalpian D.M. Anxiety in children submitted to dental appointment. Pesqui Bras Odontopediatria Clin Integr. 2016;16(1):167–175. Available at: https://www.redalyc.org/pdf/637/63749588018.pdf (accessed: 27.02.2025).
3. Gao X., Hamzah S.H., Yiu C.K., McGrath C., King N.M. Dental fear and anxiety in children and adolescents: qualitative study using YouTube. J Med Internet Res. 2013;15(2):e29. https://doi.org/10.2196/jmir.2290
4. Eitner S, Wichmann M, Paulsen A, Holst S. Dental anxiety – an epidemiological study on its clinical correlation and effects on oral health. J Oral Rehabil. 2006;33(8):588–593. https://doi.org/10.1111/j.1365-2842.2005.01589.x
5. Kanegane K., Penha S., Borsatti M., Rocha R.R. Ansiedade ao tratamento odontológico no atendimento de rotina. Rev Saude Publica. 2003;37(2):111–114. https://doi.org/10.1590/S0034-89102003000600015
6. Wright G.Z., Kupietzky A. Non-pharmacologic approaches in behavior management. In: Wright G.Z., Kupietzky A. (eds.) Behavior management in dentistry for children. 2nd ed. Iowa, England: Wiley Blackwell; 2014, pp. 63–91.
7. American Academy of Pediatric Dentistry. Behavior guidance for the pediatric dental patient. The Reference Manual of Pediatric Dentistry. Chicago, Ill.: American Academy of Pediatric Dentistry; 2021, pp. 358–378. Available at: https://www.aapd.org/media/Policies_Guidelines/BP_BehavGuide.pdf (accessed: 27.02.2025).
8. Vishwakarma A.P., Bondarde P.A., Patil S.B., Dodamani A.S., Vishwakarma P.Y., Mujawar S.A. Effectiveness of two different behavioral modification techniques among 5–7-year-old children: A randomized controlled trial. J Indian Soc Pedod Prev Dent. 2017;35(2):143–149. https://doi.org/10.4103/JISPPD.JISPPD_257_16
9. Newton T., Hare J., Milasan G.B. Dental anxiety and behavior problems in children attending for dental treatment. J Calif Dent Assoc. 2019;47(8), 523–530. https://doi.org/10.1080/19424396.2019.12220819
10. Radhakrishna S., Srinivasan I., Setty J.V., D R M.K., Melwani A., Hegde K.M. Comparison of three behavior modification techniques for management of anxious children aged 4–8 years. J Dent Anesth Pain Med. 2019;19(1):29–36. https://doi.org/10.17245/jdapm.2019.19.1.29
11. Konneker E., Singh D., Tellez M., Ismail A.I., Dunne E.M. A mixed methods exploration of the origin of dental anxiety and coping strategies among participants in a behavioral intervention for dental anxiety. Front Oral Health. 2025;6:1589764. https://doi.org/10.3389/froh.2025.1589764
Рецензия
Для цитирования:
Хусейн Т.О., Мисгар Б.А., Махди Х.Р., Джаф Х.С., Гойял В., Нуввула С., Гуль С.С. Оценка использования фотографий и видео для повышения уровня сотрудничества детей при стоматологическом лечении. Эндодонтия Today. https://doi.org/10.36377/ET-0134
For citation:
Hussein T.O., Misgar B.A., Mahdi H.R., Jaf H.S., Goyal V., Nuvvula S., Gul S.S. Evaluation of using pictures and video to enhance children cooperation in dental practice. Endodontics Today. https://doi.org/10.36377/ET-0134

























