Preview

Эндодонтия Today

Расширенный поиск

Обоснование н еобходимости внедрения партисипативных подходов к сохранению стоматологического здоровья у иностранных студентов в России

https://doi.org/10.36377/ET-0147

Аннотация

ВВЕДЕНИЕ. Транскультурная адаптация иностранных студентов сопровождается затруднениями интеграции, в том числе при получении стоматологической помощи. Различия в культурных установках, уровне гигиенической грамотности и стрессовые факторы новой среды могут снижать обращаемость за стоматологическими услугами и ухудшать состояние полости рта. У иностранных студентов в России чаще выявляется неблагоприятная динамика стоматологического здоровья, однако факторов, влияющих на доступность помощи и особенности поведения данной группы, недостаточно изучено.

ЦЕЛЬ. Определить факторы риска стоматологических заболеваний, поведенческие особенности и барьеры обращения за стоматологической помощью у иностранных студентов, а также обосновать необходимость партисипативных профилактических подходов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Проведено поперечное исследование среди 29 иностранных студентов Пироговского университета. Выполнены стоматологический осмотр с оценкой гигиены, интенсивности кариеса и состояния пародонта. Дополнительно использованы анкеты, включающие сведения о гигиенических навыках, обращаемости за стоматологической помощью, уровне стресса и стоматологической тревожности. Статистический анализ включал корреляционный и непараметрические методы. Участие было добровольным, получено информированное согласие.

РЕЗУЛЬТАТЫ. 68% студентов не обращались к стоматологу в период обучения в России. Средние показатели гигиены соответствовали неудовлетворительному уровню; интенсивность кариеса была высокой (КПУ = 11,2 ± 4,3). У студентов, посещавших стоматолога, КПУ было ниже (р = 0,0332). Более половины респондентов находились в состоянии стресса; дентофобия выявлена у 17,2%, и у всех этих студентов отмечена декомпенсированная форма кариеса.

ВЫВОДЫ. Наблюдаемые высокие показатели стоматологической заболеваемости и низкая обращаемость подтверждают необходимость партисипативных профилактических программ, учитывающих этнокультурные и психоэмоциональные особенности иностранных студентов. Требуются расширенные исследования для оценки эффективности таких стратегий.

Об авторах

И. С. Копецкий
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Копецкий Игорь Сергеевич – д.м.н., профессор, кафедра терапевтической стоматологии, директор института стоматологии

117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



О. Ю. Гусева
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Гусева Ольга Юрьевна – к.м.н., кафедра терапевтической стоматологии, заместитель директора института стоматологии

117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



М. Д. Дахма
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Дахма Мишель Джозеф – аспирант кафедры терапевтической стоматологии

117997, Российская Федерация, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



Н. Д. Дахма
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Дахма Нермин Джозеф – аспирант кафедры фармацевтических технологий

308015, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Победы, д.85


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



Д. Д. Разакова
Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского
Россия

Разакова Динара Дамировна – студент стоматологического факультета

410012, Российская Федерация, г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 112


Конфликт интересов:

Авторы сообщают об отсутствии конфликта интересов.



Список литературы

1. Фазылов А.А., Ягафарова Г.А., Родионов Г.А. Проблема адаптации иностранных студентов в российской студенческой среде на примере Республики Башкортостан. Международный научно-исследовательский журнал. 2023;(7):1–4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.133.80

2. Макеева И.И., Даурова Ф.Ю., Пятигорская Н.В. Особенности оказания стоматологической помощи иностранным студентам, прибывшим из различных климатогеографических регионов мира. Вестник Российской академии медицинских наук. 2013;68(3):59–61. https://doi.org/10.15690/vramn.v68i3.601

3. Aarabi G., Reissmann D.R., Seedorf U., Becher H., Heydecke G., Kofahl C. Oral health and access to dental care – a comparison of elderly migrants and non-migrants in Germany. Ethn Health. 2018;23(7):703–717. https://doi.org/10.1080/13557858.2017.1294658

4. Шевлякова М.А. Заболеваемость органов полости рта и особенности оказания стоматологической помощи иностранным студентам медицинского вуза [автореф. дис. … канд. мед. наук]. Тверь; 2011. 23 с.

5. Farsi N.J., Merdad Y., Mirdad M., Batweel O., Badri R., Alrefai H. et al. Oral health knowledge, attitudes, and behaviors among university students in Jeddah, Saudi Arabia. Clin Cosmet Investig Dent. 2020;12:515–523. https://doi.org/10.2147/CCIDE.S272986

6. Yassin H.W., Fida S., Alphonsus K., Lieffers J., Singh A. Oral health knowledge, attitudes, behaviours and status among international post-secondary students: a scoping review. Front Oral Health. 2025;6:1555165. https://doi.org/10.3389/froh.2025.1555165

7. Кетова Н.А., Муравьева М.Р., Перепелкина А.Ю. Восприятие стоматологической помощи российскими и иностранными студентами. Коллекция гуманитарных исследований. 2023;(4):38–43. https://doi.org/10.21626/j-chr/2023-4(37)/5

8. Шевлякова М.А., Гаврилова О.А., Шевлякова Л.А., Косырева Т.Ф., Сафрошкина В.В. Пути сохранения стоматологического здоровья иностранных студентов медицинского вуза. Эндодонтия Today. 2013;11(1):50–53. Режим доступа: https://www.endodont.ru/jour/article/view/587 (дата обращения: 14.05.2025).

9. Doak S., Kearney J.M., McCormack J.M., Keaver L. The relationship between diet and lifestyle behaviours in a sample of higher education students; a cross-sectional study. Clin Nutr Espen. 2023;54:293–299. https://doi.org/10.1016/j.clnesp.2023.01.036

10. Токмакова С.И., Бондаренко О.В., Мокренко Е.В., Луницына Ю.В., Левченко О.Г. Оценка уровня грамотности взрослого населения в вопросах стоматологического здоровья. Российская стоматология. 2021;14(2):20–24. https://doi.org/10.17116/rosstomat20211402120

11. Ghaffari M., Rakhshanderou S., Ramezankhani A., Mehrabi Y., Safari-Moradabadi A. Systematic review of the tools of oral and dental health literacy: assessment of conceptual dimensions and psychometric properties. BMC Oral Health. 2020;20(1):186. https://doi.org/10.1186/s12903-020-01170-y

12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер; 2009. 336 с. Режим доступа: https://trening-stressoustojchivosti.ru/wp-content/uploads/2018/07/n-e-vodopyanova-psihodiagnostika-stressa.pdf (дата обращения: 14.05.2025).

13. Greene J.C., Vermillion J.R. The simplified oral hygiene index. J Am Dent Assoc. 1964;68(1):7–13. https://doi.org/10.14219/jada.archive.1964.0034


Рецензия

Для цитирования:


Копецкий И.С., Гусева О.Ю., Дахма М.Д., Дахма Н.Д., Разакова Д.Д. Обоснование н еобходимости внедрения партисипативных подходов к сохранению стоматологического здоровья у иностранных студентов в России. Эндодонтия Today. 2025;23(4):702-709. https://doi.org/10.36377/ET-0147

For citation:


Kopetsky I.S., Guseva O.Yu., Dahma M..., Dahma N..., Razakova D.D. Justification of the need to introduce participatory approaches to preserving dental health among foreign students in Russia. Endodontics Today. 2025;23(4):702-709. https://doi.org/10.36377/ET-0147



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1683-2981 (Print)
ISSN 1726-7242 (Online)